Маленькие дети подрастают, наступает время отдавать их в садик. Это интересный период, который не каждый вспоминает с радостью. Важно знать, когда ребенка следует отдавать в детский сад.
- Нужен ли ребенку детский сад
- Когда лучше отдавать ребенка в детский сад
- Что должен уметь ребенок к детскому саду
- Как ребенка приучить к горшку в 2 года
- Как научить ребенка есть ложкой
- Как научить ребенка играть самостоятельно
- Что влияет на адаптацию ребенка к детскому саду
- Состояние здоровья ребенка
- Интеллектуальное развитие
- Психическая подготовка
- Как правильно подготовить ребенка к детскому саду в период адаптации
- Советы родителям
Нужен ли ребенку детский сад
Посещение дошкольного образовательного учреждения для детей необходимо. Это следующая ступенька эмоционального, физического, нравственного развития.
Малыши, посещавшие детский сад, отличаются следующими чертами характера:
- проще адаптируются в незнакомом коллективе;
- умеют выполнять требование взрослых людей;
- приучаются к порядку;
- быстрее развиваются;
- умеют общаться с другими детьми;
- усваивают правила культурного поведения;
- приучаются к соблюдению гигиенических требований;
- умеют соблюдать режим дня;
- готовы к самостоятельной работе;
- имеют хороший словарный запас;
- приобретают уверенность в себе;
- преодолевают страхи, застенчивость;
- приучаются к ответственности.
Сотрудники дошкольного учреждения помогают развивать способности, прививать полезные и исправлять вредные привычки. Адаптация к условиям ДОУ легче проходит у детей раннего возраста, если своевременно начать его посещение.
Внимание! К 5 годам малыш должен уметь общаться со сверстниками, легко вступать в коллективные игры. Такие навыки можно приобрести в ДОУ.
Когда лучше отдавать ребенка в детский сад
Молодые родители часто не понимают, когда лучше отдавать своего ребенка в детский сад. Психологи утверждают, что важно смотреть на развитие малыша, его эмоциональное состояние. Существуют определенные периоды взросления, помогающие понять поведение ребенка, которые важно учитывать:
- Дети с 10–11 месяцев до 2 лет хуже всего проходят период адаптации в детском коллективе. Сказывается сильная привязанность к матери, высокая потребность в родительском внимании, постоянной заботе. Малыш не может получить чувство защищенности среди сверстников, поэтому будет капризничать.
- Развитие малыша в два года позволяет легче привыкнуть к условиям образовательного учреждения, хорошо понимать взрослую речь, уметь вести себя в разных условиях. Он становится любознательным, интересуется окружающим миром, начинает взаимодействовать с коллективом.
- От 2 до 3 лет малыш начинает уверенно говорить, становится активным, стремится к самостоятельности — оптимальное время, когда ребенка можно отдавать в детский сад.
- С 3 до 4 лет малышу проще адаптироваться в детском коллективе. Ему хочется общаться со сверстниками, проявлять самостоятельность в быту. По мнению психологов — отличное время для начала посещения ребенком детского сада.
Что должен уметь ребенок к детскому саду
Прежде чем отдавать малыша, надо обучить его основным правилам ухода за собой. Приобретя такие навыки, ему станет проще выполнять просьбы воспитателей.
Основные требования:
- пользоваться посудой и ложкой;
- самостоятельно пить из чашки;
- мыть руки;
- есть разнообразную пищу;
- использовать горшок;
- одеваться без помощи взрослых.
Адаптация малыша пройдет гладко и быстро, если он умеет выполнять данные действия.
Как ребенка приучить к горшку в 2 года
Подгузники удобны, но постоянно в них пребывать нельзя. Позднее приучение к горшку приводит к ночному энурезу, проблемам с контролем над физиологическими потребностями.
Совет! Малыша приучают к горшку в 1,5 года. В это время он учится присаживаться на корточки, прислушиваться к собственным ощущениям.
Устойчивый навык использования горшка по назначению формируется к 2 годам. Ребенку приятнее садиться на теплый горшок, можно предварительно наполнить его горячей водой для обогрева. Размещают его в удобном месте и на виду. Надо хвалить за попытку пользоваться горшком, поощрять за его применение.
Лучше не покупать яркую модель с ненужными функциями. Малыш воспримет необходимый бытовой предмет как новую игрушку.
Как научить ребенка есть ложкой
Начинать осваивать этот навык можно с 1,5 лет. Маленький ребенок в 2–3 года может сам есть аккуратно и быстро. Придется приложить много усилий, но результат важен для правильного развития.
Как помочь своему ребенку:
- Подарить посуду с любимыми героями.
- Показывать собственным примером, что пищу надо пережевывать медленно и тщательно.
- Посадить рядом игрушку, которая своей лапкой тоже будет есть. Инстинкт подражания поможет быстрее освоить навык.
- Поощрять желание самостоятельно пить из кружки.
- Хвалить даже за незначительные успехи.
Важно приучать детей пить чистую воду, это полезно для здоровья. Можно приобрести детский кулер, чтобы у малыша возникало желанием самому наливать воду в кружку.
Как научить ребенка играть самостоятельно
Уже спустя год после своего рождения кроха перестает взаимодействовать с окружающим миром через родителей: познает действительность сам, а взрослые помогают и направляют. Надо начинать игру вместе с ребенком, переходя от роли участника к наблюдателю. Полезно несколько раз отлучиться по делам, но быстро возвращаться. Вместо себя, можно оставлять куклу или большую мягкую игрушку.
В 1,5–2 годика будет достаточно, чтобы мама просто находилась рядом, но не принимала участия в развлечении. Если процесс идет медленно и трудно, можно пригласить ровесников для коллективных занятий. Домашние животные отлично помогают приучать детей к самостоятельным играм.
Что влияет на адаптацию ребенка к детскому саду
Легче привыкают к новой обстановке малыши, которые дома соблюдают режим дня, умеют идти на контакт с незнакомыми детьми. Также необходимо учитывать состояние здоровья и психологическую готовность к посещению сада.
Внимание! Детей обязательно надо приучать к самостоятельности. Так малыш быстрее развивается, принимает решения, добивается поставленных целей.
Состояние здоровья ребенка
Считается важным показателем, определяющим допустимость посещения учебного заведения. По этой причине дети проходят медицинский осмотр. Это — не препятствие, а возможность посоветоваться со специалистами о готовности малыша к важным переменам в жизни.
Адаптация здорового ребенка к детскому саду проходит легче. Наличие серьезных хронических патологий (сахарный диабет, астма и другие) повышают психологическую зависимость от родителей, что мешает привыкать к новой обстановке.
Если рано отдать неподготовленного ребенка в садик, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Длительное психологическое напряжение влияет на иммунитет, пищеварение, сон. Следствиями становятся частые простуды.
Три недели с начала посещения малыши могут капризничать, отказываться от еды, плохо засыпать. Но более длительное проявление негативного поведения должно насторожить родителей. Можно спросить совет у детского психолога дошкольного учреждения. Иногда ситуация улучшается при посещении садика только на полдня или разрешения сделать дополнительный выходной в середине недели.
Интеллектуальное развитие
Уровень интеллектуального развития должен соответствовать возрасту, программа в детском саду рассчитана на общую подготовку. Более развитым малышам будет скучно на занятиях. При отставании в интеллектуальном развитии станет трудно выполнять задания воспитателя. Неважно, во сколько лет дети идут в садик, главное — обеспечить при этом гармоничное развитие.
Что должен уметь малыш в 2–3 года:
- четко выражать свои мысли;
- участвовать в тематических играх;
- запоминать сюжет рассказанной истории;
- следовать простым правилам на занятиях или в игре;
- рисовать, лепить.
Чтобы обеспечить такой уровень подготовки, достаточно непродолжительных, но регулярных занятий дома. Надо рассматривать книжки, рассказывать сказки, учить стихи и загадки. Следует обязательно расширять словарный запас, постоянно повторять новые термины, объяснять их значение.
Психическая подготовка
С 3 лет у ребенка начинается кризис, поэтому лучше отдать его в образовательное учреждение немного раньше. Психологическая готовность станет самой важной частью адаптации. Малышу трудно понять, почему стали каждое утро уводить из дома. Чаще возникает мысль, что его больше не любят. На этом фоне развиваются опасения остаться в детском саду навсегда одному без поддержки близких людей.
Подобные страхи вызывают нервозность, капризы, проявляется агрессивность или апатия. Без причины дети становятся плаксивыми, упрямыми. Преодолеть это можно вниманием и заботой. Следует рассказать о необходимости детского сада для развития, про веселое и интересное время, о большом количестве друзей. Так, адаптация ребенка к детскому саду и незнакомому коллективу пройдет успешнее.
Как правильно подготовить ребенка к детскому саду в период адаптации
Кардинальные изменения в детской жизни не всегда проходят гладко. Важно знать, как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду. Обязательно надо уделить внимание здоровью. Педиатр может посоветовать витаминные комплексы для поддержания иммунитета, успокаивающие средства, укрепляющие нервную систему.
Малыша следует настраивать на выполнение режима дня, научить его засыпать самостоятельно, а не в родительской кровати. Посещение дополнительных занятий в детских центрах приучает к дисциплине, развивает усидчивость и внимание.
В раннем возрасте труднее всего сформировать правильные психологические навыки. Для улучшения периода адаптации надо поощрять игры с другими малышами на детской площадке. Нужно объяснять необходимость делиться игрушками, не разбрасывать свои вещи, терпеливо относиться к другим ребятам.
Советы родителям
Со скольки лет отдавать своего ребенка в садик, мамы и папы решают индивидуально. Общительность, стремление выполнять просьбы старших, гигиенические навыки обеспечат комфортное пребывание в образовательном учреждении.
Полезные советы родителям от психологов:
- Для дошкольного возраста характерна сильная тяга к родителям. Надо стараться оставлять ребенка с сестрами, бабушками/дедушками, другими родственниками.
- Зима и лето — оптимальными периодами для начала посещения. В межсезонье возрастает вероятность развития простуды.
- В первые дни сокращают эмоциональную нагрузку на малыша. Не надо ходить в гости, на спектакли, в развлекательный центр. Пусть он спокойно отдохнет в привычной домашней обстановке.
- Если маленький ребенок выглядит утомленным после посещения садика — это результат высокой психологической нагрузки. Постепенно это пройдет, особенно при грамотной подготовке.
- Для снятия психологического напряжения можно рассказать о своей жизни, упомянуть со скольки лет стали посещать садик, как там было весело. Интересно будет рассмотреть фотографии с праздников, которые часто устраивают в дошкольном учреждении.
Советы молодым родителям будут полезны при воспитании первого малыша. С другими детьми уже будет накоплен опыт, станет легче помогать ребенку быстрее адаптироваться в детском коллективе. Неважно, во сколько идут другие дети в садик, каждый человек развивается своими темпами.
С двух лет уже следует заботиться о социальной адаптации малыша. Посещение дошкольного образовательного учреждения поможет развить способности, закрепить полезные навыки. Советы специалистов, как маленького ребенка подготовить к детскому саду, помогут благополучно пережить этот трудный период. Помощь семьи важна в это ответственное время.